Основатель первой в стране товарной биржи, один из первых российских миллионеров и бывший кандидат в мэры Москвы Герман Стерлигов уже 13 лет занимается сельским хозяйством и просит не путать это с фермерством: он считает, что «фермеры травят людей». С декабря 2016 года Стерлигов развивает сеть магазинов «Хлеб и соль» с дорогим хлебом, медом, печеньем и другой едой ручного производства. 1–2 млн рублей инвестиций в одну точку, по словам предпринимателя, окупаются за 2-3 месяца. Всего открыто 11 лавок: 5 московских принадлежат самому Стерлигову, остальные — в Питере, Кирове и Перми — работают по франшизе без паушального взноса, зато с десятиной и запретом обращаться в полицию. Герман Стерлигов рассказал Inc., как создал весьма своеобразный бизнес, развивает франшизу без официальных договоров и как работает продуктовый магазин со средним чеком от 10 до 15 тысяч рублей.
— Крестьянство — самое стабильное сословие для власти в России, — декларирует Стерлигов. — Нам некогда этими майданами заниматься. Мы, по сравнению с вами, горожанами, прекрасной жизнью живем!
Первая половина мая. Петербург. В районе Ольгино открывается магазин натуральных продуктов «Хлеб и Соль». На входе толпится человек 20, дымит самовар с бесплатным чаем, а на витрине табличка — «Пидарасам вход запрещен». Внутри помещения, обставленного под старину, выложен товар: хлеб от 750 до 1650 рублей за буханку, полукилограммовые банки меда за 800 рублей, поваренная соль по 3 тысячи рублей за килограмм, 100-граммовые упаковки цветочного чая по 400 рублей, — и еще около 20 наименований.
— На самом деле все это недорого, — продолжает Стерлигов. — Во всех наших продуктах нет ни одного ненатурального ингредиента. Ни химии, ни ГМО, ни прививок, которые придумали вонючие сволочи-ученые!
В 1990 году Стерлигов вместе с братом открыл первую в России товарную биржу «Алиса» и заработал миллионы долларов. В 2003 году избирался в мэры Москвы и проиграл, в 2004 году хотел баллотироваться в президенты (не прошел регистрацию в кандидаты), а затем оставил дела. Продал дом на Рублевке и уехал с женой и пятью детьми в подмосковную деревню Нижневасильевское, чтобы заняться сельским хозяйством. С тех пор семья предпринимателя доит коров, растит кур и овец, печет хлеб.
— Не надо путать крестьян с фермерами, — просит Стерлигов. — Фермеры травят людей, они похожи на агрохолдинги. Поэтому наши поставщики только те крестьяне, которые производят натуральную пищу для себя и продают излишки.
Как все устроено
70% продукции, которая стоит на прилавках сети магазинов «Хлеб и соль», производит крестьянское хозяйство Стерлигова (он называет его слободой). Дорогу к «Слободе» помог проложить президент «Транснефти» Николай Токарев, друг Стерлигова, спонсирующий его проекты (Токарев входит в ближний круг президента Путина — Inc.).
Реализовать свою продукцию через магазины может любой единомышленник предпринимателя. Для этого крестьянин должен отправить заявку по электронной почте и дождаться, когда в его хозяйство приедет «Комитет продовольственной безопасности» (его возглавляет Арсений, старший сын Стерлигова).
Работники Комитета — жители слободы, проверенные крестьяне-активисты, а также бывшие оперативники МУРа и ФСО — разговаривают с продавцом, его родственниками и местной администрацией. Также проверяют хозяйство, его поставщиков и качество конечного товара: «Самое главное требование — никакой химии, механизированной линии и ГМО», — говорит Стерлигов.
Сотрудничать с ним выгодно: так, молоко предприниматель закупает не по среднерыночной цене 20 рублей за литр, а за «справедливые» 200.
Если качество продукции удовлетворяет Комитет, «Хлеб и Соль» договаривается с крестьянином о деталях: делают это на словах, без официальных документов. Дефицитные товары вроде меда или масла для «Хлеба и Соли» закупают по предоплате, другие продукты крестьянин «ложит на реализацию». Некоторые крестьяне сами отвозят товар на склад в слободу, у других продукцию забирают машины Стерлигова. Например, так поступают с пшеницей для хлеба из Ростовской области, пряниками из Краснодарского края, солью с Белого моря и квасом из Кирова. Зять Стерлигова, православный сыровар Олег Сирота, в бизнесе тестя никак не участвует и свои сыры в «Хлеб и Соль» не продает.
Одобренное хозяйство наносится на Карту крестьян Стерлигова: «Люди могут самостоятельно приехать к крестьянину и купить его продукцию. Мы не гонимся за тем, чтобы только мы могли продавать его еду». Карта платная: за каждый интересующий регион придется заплатить 180 рублей. При этом ссылка на оплаченную карту действует только до очередного ее обновления. На карту также нанесены хозяйства, которые, по мнению Комитета, производят ненатуральную продукцию.
Как открывают магазины
С декабря прошлого года в Москве появилось 5 магазинов: три в центре и два недалеко от МКАДа. Помещения Стерлигов арендует, а вложения в каждую точку составили по 1 млн 800 тыс рублей. «При этом, мы уже все отбили, — гордится Стерлигов. — В марте месяце. Так вы сами посудите: магазин на Новорижском шоссе приносит по 200 тысяч рублей в день!»
Чтобы открывать новые точки, семья предпринимателя решила идти по пути своеобразной франшизы. Так, например, питерские бизнесмены Валерий Омаров и Сергей Федоренко стали партнерами Стерлигова и открыли в Петербурге 4 магазина. Также магазин «Хлеб и Соль» есть в Кирове, а последняя на сегодня точка сети появилась в середине мая в Перми.
Чтобы открыть магазин по франшизе, местный бизнесмен должен зарегистрироваться как ИП, найти помещение и заключить договор с арендодателем, а также получить все необходимые лицензии. Такие формальности крестьяне исполняют и принимают, но не уважают.
Со Стерлиговым заключается короткий договор. Первое соглашение — раз в месяц отдавать «десятину» (роялти 10% от прибыли). Второе — франчайзи не имеет права торговать продукцией, которая не прошла проверку Комитета продовольственной безопасности. Наконец, в случае конфликтных ситуаций, обе стороны обязуются не подавать друг на друга в суд и не обращаться в полицию. «Это все работает! Никак не нарадуемся!» — говорит Стерлигов.
Паушального взноса нет. По словам Стерлигова, первоначальные инвестиции в аренду помещения, косметический ремонт, установку мебели и закупку первой партии продуктов — до 1 млн рублей (в Москве — 1,8 млн). Окупается точка за 2-3 месяца:
— Покупатели у нас отовсюду, и бедные, и богатые. Наш средний чек от 10 до 15 тысяч рублей, а в магазин на оживленном месте заходит порядка 100 человек в день. Ясное дело, что вся сеть уже прибыльна!
Данные о чистой прибыли бизнесмены не раскрывают. Продажи производят через ИП. Несколько питерских магазинов зарегистрированы на ИП Хранцову Елену Сергеевну. По словам Стерлигова, выручка десяти магазинов «Хлеб и соль» составляет 1,5 млн рублей в месяц.
«Какие взносы, роялти и выручки, когда речь о душе?»
Партнер Стерлигова Сергей Федоренко проводит для корреспондента Inc. экскурсию по только что построенному магазину около торгового центра на окраине Петербурга. Вместе с партнером Валерием Омаровым он намерен увеличить количество точек «Хлеба и Соли» в Питере с 4 до 15.
— Скажите, сколько вы вложили, чтобы построить этот магазин?
— Это, конечно, информация интересная очень, но мы ее не раскрываем.
Такой ответ следует практически на любой вопрос об экономике франшизы. Омаров улыбается корреспонденту Inc. и добавляет, что открытие магазина — бесценно:
— Тут о деньгах даже не надо и говорить. Мы все для здоровья наших детей это затеяли. Для души. А какие взносы, роялти и выручки, когда речь о душе?
Впрочем, петербургские партнеры Стерлигова рассказали, что средняя зарплата продавца в их магазинах — 40–50 тысяч рублей в месяц. Сотрудников набирают через знакомых и ищут в социальных сетях. Главное требования к кандидатам — общие взгляды и благопристойный вид. «Зарплата продавца — это оклад и бонус. А еще они могут часть своего заработка взять продукцией», — рассказывает Федоренко.
«Работая в наших магазинчиках, девки быстро выскакивают замуж, ведь у нас покупают в основном очень богатые люди, а они с ними подолгу общаются, рассказывая о товарах, натуральной пище и прочем», — говорится на странице вакансии во «ВКонтакте», которую разместил Стерлигов.
Последний магазин открылся 23 мая в центре Москвы — на 1-й Тверской-Ямской. По традиции в магазин «Хлеб и соль» запрещен вход гомосексуалам, что вызвало жаркие споры в соцсетях москвичей.
На входе в магазин Герман Стерлигов организует шоу. Посетителям дают яйца, которые нужно кидать в распечатанные портреты известных ученых. «Кто попадет в нос Эйнштейну, этой вонючей сволочи, что виновата во всех наших болячках, тому — корзина продуктов!» Взрослые и дети увлеченно кидают яйца. Все это снимают на профессиональные камеры — видео опубликуют в блоге предпринимателя.
На вопрос, что ждет крестьянские магазины дальше, Стерлигов отвечает: количество точек будет расти, в регионах откроются собственные пекарни и заквасочные мини-производства. Бизнесмен собирается развивать собственный «крестьянский фастфуд» и запустит кафе. Рынок сбыта натуральных продуктов увеличится, цены уменьшатся, а в России возродится крестьянство.
Читайте подробнее на
http://incrussia.ru/fly/khleb-i-sol-kak-german-sterligov-prodaet-khleb-po-1500-rubley-za-bukhanku-zaklyuchaya-vse-dogovora-n/