Сегодня традиционные сарафаны, гжель и хохлома в дизайне одежды встречаются редко. Из-за глобализации мира понятие идентичности в принципе размылось за последние 15-20 лет. Многое стало унифицировано. Особенно в мегаполисах, где можно зайти в любой торговый центр и найти там стандартный набор брендов, которые знает весь мир. И на улице мы наблюдаем то же самое: все люди одеты плюс-минус одинаково. Тренды на самом деле захватывают весь земной шар и мы все становимся немножко похожи друг на друга. Но в последние годы стала прослеживаться новая тенденция: персонализация.
Как это вижу я, из массового потребления люди стремятся к уникальности, аутентичности, чтобы выразить себя, самореализоваться. Конечно, глобализация продолжает шагать по всему миру, но тем не менее уникальность, как некий тренд, тоже начинает просыпаться. Человек буквально говорит: «Я не хочу быть таким как все, я индивидуальность!» И тут на первый план выходят дизайнеры локального рынка и можно увидеть всё разнообразие.
Сейчас я много путешествую и провожу много времени по работе в Азии и Европе. И различия в дизайне одежды действительно есть. Если в Европе или в Америке все более или менее «ровное», то в Азии дизайнеры выражают себя очень ярко. Когда я прилетаю в Японию, я всегда иду смотреть на то, что делают местные дизайнеры, и сразу видно: совершенно другой взгляд, это другая мода. Скандинавские дизайнеры тоже выделяются, у них — совершенно скандинавская простота, чистота линий, стиля. Недавно я была на показе у африканского дизайнера: настолько явно, ярко видно эстетику и аутентичность в моде. Сразу понимаешь, что да, это Африка!
Конечно, если говорить о повседневной одежде, в общем среднестатистическому покупателю в жизни больше нужен базовый гардероб, к тому же на работе требуется определенный дресс-код. Будет странно, если человек придет на работу в офис, и на его голове будет африканский тюрбан. Поэтому обычно мы все-таки одеваемся так, как этого требует ситуация. Но если говорить о креативных людях, о людях творческих профессий, то здесь, конечно, их может ограничить только их воображение, перед ними открыты всевозможные самовыражения себя через одежду.
Особенность российской моды
В России нет яркого национального стиля. Я редко вижу, что бы российские дизайнеры производили что-то в духе национального костюма, те же сарафаны. Однако у нас есть особенность, связанная с погодными условиями: у нас ярко выражены все 4 сезона. Во многих других странах весна, лето, осень и зима как бы размыты. А у нас прослеживается четкая сезонность и каждому сезону нужен свой гардероб. Конечно, осенний и весенний гардеробы мы еще можем сочетать, но зима и лето — это уже действительно совершенно разные гардеробы. И российские производители, дизайнеры четко понимают, что нужно российскому потребителю в связи с нашими погодными условиями.
Плюс, несмотря на то, что я сама люблю носить зимой светлые вещи и сейчас есть тренд на бежевые цвета, тем не менее, если посмотреть вокруг, в большинстве своем в России зимой люди предпочитают темные цвета, потому что это практично. Конечно же, мы, производители, это тоже понимаем и когда создаем зимнюю коллекцию, для постоянного, ежедневного гардероба, не что-то вечернее, эксклюзивное или концептуальное, то мы всё-таки думаем о том, что это должно быть практично.
Что касается натурального меха, то в России это скорее просто «про тепло». В России всегда носили соболиные шубы. Сейчас с эко-модой, экологичностью, в целом, меха уже не так модно носить, как это было в России даже 10 лет назад. Моей дочери 15 лет и она не хочет носить мех, она покупает только шубы из эко-меха, пуховики.
Интересно, что помимо большого количества брендов со стандартными решениями, в России так же есть бренды, которые помогут выделиться из толпы. Я думаю, что наличие разнообразия — это важно. И в последнее время есть пока еще маленький, зарождающийся в России тренд — концептуальные бренды, эко-бренды и необычные бренды. Да, они маленькие, локальные, но тем не менее они есть.
В целом, если посмотреть на крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, люди одеваются очень по-европейски. И я считаю, что понятие «российская мода как эстетическая категория» достаточно сложное и размытое понятие. Все-таки мы смотрим больше на западную моду, европейские стандарты, смотрим на основные тенденции, которые нам предлагают западные и европейские тренд-сеттеры.
Да, в разных частях страны можно наблюдать свои особенности, например: в Санкт-Петербурге бренды, которые я знаю, отличаются более сдержанным, строгими линиями, они более лаконичны, более сдержанны, плюс у них и погодные условия более суровые, чем в Москве. В целом, потребление московского рынка от регионального очень сильно отличается. В регионах к трендам относятся более настороженно, чем в столице, где девушки быстро и четко славливают тренды, готовы экспериментировать. В регионах девушки более классически относятся к моде и действительно до сих пор считается, что красиво то, что мне подходит. В основном же, мы, как российские дизайнеры, производители, просто движемся по этому направлению, идем в мейнстриме. Российский рынок не диктует моду, а просто следует ей.
Эстетика у каждого своя
Не смотря на то, что у российской моды нет своего общего, определенного, ярко выраженного стиля и эстетики, нельзя говорить, что российские бренды лишены эстетики. Она есть, но у каждого своя. Наш бренд, Fashion.love.story, легкий, я бы даже сказала, немного легкомысленный. Мы очень летний бренд, у нас очень много ярких и запоминающихся принтов, которые мы разрабатываем вместе с нашими иллюстраторами. Даже само название Fashion.Love.Story — девичье. И мы в целом все нежно-розово-голубые.
Конечно же, мы в большей степени ориентируемся на спрос. Бренд FLS это демократичный, коммерческий бренд. Я и моя команда ставим такие задачи, чтобы вещи нравились конечному покупателю. Для нас важно не создать коллекцию или капсулу с нашими невероятными, космическими идеями, а создать то, что придется по вкусу нашим покупателям. У нас есть портрет нашей девушки и мы подбираем к этому портрету тот гардероб, который понравится именно этой девушке.
Также мы стараемся делать так, чтобы на разные типы фигур были свои интересные модели, чтобы наши вещи подходили разным типам фигур: какие-то платья приталенные, какие-то наоборот пышные. У нас есть одежда на разного потребителя. Конечно, мы соблюдаем наш размерный ряд, у нас он начинается с 40 по 50 размеры. Вот здесь мы достаточно ограниченны, но и 6 размерных рядов тоже немало.
Кризис, санкции, патриотизм
Вообще в России много талантливых ребят: дизайнеров, конструкторов. Но есть и проблема — экономический кризис, в котором находится наша страна. Всевозможные санкции, в целом нестабильная ситуация, снижение потребительского спроса… нам действительно приходится проявлять большое умение, способности, чтобы развиваться в данной экономической ситуации. А развиваться и смотреть на Запад — вообще проблематично.
Те же ткани из-за санкций стали в 2 раза дороже, так как сырье закупается в иностранной валюте, долларах, евро. Из-за санкций очень сложно выйти на международные маркетплейсы. Например, мы очень хотим выйти на американский Amazon, но напрямую из России сделать это сейчас невозможно.
Есть и позитивные изменения. Сейчас в России есть тренд на российских производителей, стало модно носить российских дизайнеров, в целом российских производителей. У покупателей уже нет сомнений и стереотипов: «о, это российское, странно». Такое было примерно 7 лет назад. Приходилось объяснять, что вообще-то российский производитель — это классно, надо поддерживать российского производителя. Сейчас этот вопрос вообще снят с повестки дня. Импортозамещение, патриотизм в стране действительно сейчас культивируется и, в целом, конечно же, нам это на руку. Получается, мы находимся на гребне волны, и я считаю, для нас это очень хорошая возможность: не смотря на сложную экономическую ситуацию, можно развиваться, так как мы в тренде.
Как стать коммерчески успешным?
Любой бизнес, в том числе и производство одежды — все таки бизнес и так или иначе должен приносить доход. В истории с брендом одежды всё зависит от концепции. Если бренд концептуальный, конечно, нужно создавать тренды.
Для того, чтобы стать коммерчески успешным брендом, нужно четко понимать своего покупателя и создавать те вещи, которые будут нравиться вашему конечному покупателю. Не нужно придумывать каких-то космических идей, не стоит использовать в коллекциях слишком ультрамодные тренды, так как конечный покупатель может этот тренд сразу не поймать, не словить. В целом, особенно в нынешней экономической ситуации, нужно быть очень аккуратным, осторожным и в первую очередь все новинки нужно тестировать совершенно небольшими тиражами, а свои хиты повторять, моделировать, менять цвет, ткань, фактуры. Наши тренды: наша спортивная линейка и наши футболки, спортивные костюмы. Это то, благодаря чему мы стали популярными.
И обязательно нужно проводить анализ. Нам в Fashion.love.story сейчас приходится очень много анализировать: анализ продаж, анализ спроса и других математических данных. Да, из-за этого остается меньше возможностей для экспериментов. Но безусловно анализ данных даёт преимущество и помогает стать коммерчески успешным брендом. И в принципе, если возвращаться к эстетике российской моды, я думаю, что любой коммерчески успешный бренд так или иначе обладает своей эстетикой, ведь без неё он бы не стал коммерчески успешным.
Фото на главной Сергей Карпухин / Reuters
Читайте подробнее на
https://blogs.forbes.ru/2020/01/20/rossijskaja-moda-est-li-v-nej-jestetika-ili-jeto-prosto-jekonomika/?fbclid=IwAR2heq_vbLcStytgDBYtl17LVvWKO-E3zkOFIK7Y_f8tvSMY9bOw7WjnEOs