Американская Nike зарабатывает на продаже своих кроссовок в России около $242 млн. В целом продажи обуви в натуральном выражении падают, но интерес к спортивной обуви растет
Выручка Nike от продаж обуви в России составляет не более 1% от всех продаж компании в этой категории. Такие данные привел директор по взаимодействию с органами власти и корпоративным вопросам российского офиса Nike Дмитрий Вишняков на совещании о внедрении обязательной маркировки товаров в рамках Евразийского экономического союза. Слова топ-менеджера процитированы в протоколе совещания, копия которого есть в распоряжении РБК.
Ранее компания никогда не раскрывала результаты по России. В отчетности приводятся данные лишь по региону, включающему Европу, Ближний Восток и Африку.
В 2019 финансовом году, который закончился 31 мая, общая выручка Nike, как указано в ее отчетности, составила $39,1 млрд, из них $24,2 млрд обеспечили продажи в категории «Обувь». Следовательно, российская выручка в этой категории составляет не более $242 млн.
Представители Nike в России не прокомментировали сведения из протокола совещания, предложив использовать цифры официальной отчетности.
Данные, приведенные Вишняковым, незначительно расходятся с оценками исследовательской компании Euromonitor International. Весь российский рынок обуви по итогам 2018 года эксперты оценили в $12 млрд, долю Nike — в 1,9%, что соответствует $228 млн.
Что происходит на российском рынке обуви
Ближайший конкурент Nike, немецкая Adidas Group, по данным Euromonitor, занимает на российском обувном рынке долю в 3,1% (соответственно, продажи — около $372 млн). Из этой оценки следует, что более половины выручки Adidas Group в России и странах СНГ приходится на обувь. В своем отчете за 2018 год группа указывает выручку в этом регионе — €595 млн (или около $654 млн).
Оба зарубежных производителя уступают лидеру российского обувного рынка — компании Kari Игоря Яковлева, которая по итогам 2018 года занимает 5% ($600 млн).
Производители и продавцы обуви вынуждены конкурировать на сокращающемся в натуральном выражении рынке. Последние годы количество проданных пар падало из-за снижения доходов населения, отмечает эксперт по ретейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Company Ирина Куликова. Доходы так и не восстановились, а в таких условиях покупатели традиционно стараются покупать меньше одежды и обуви, да еще заменяют вещи на более практичные, для длительной носки, констатирует эксперт.
В 2019 году российский рынок обуви в натуральном выражении снизится на 0,5%, до 301,7 млн пар, но в деньгах вырастет на 6%, до $12,7 млрд, прогнозирует Euromonitor International.
Почему растет популярность кроссовок
Несмотря на снижение потребительской активности, интерес к спортивной обуви остается высоким. Во-первых, отмечает Андрей Кришнев, растет интерес к спорту. Им, по данным компании, занимаются 60% населения страны, причем около 40% — чаще, чем раз неделю. А доля физически активных граждан стабильно увеличивается.
Во-вторых, Россия не отстает от остального мира — феномен, который на Западе получил название «сникеризация» (постоянное ношение кроссовок и удобной полуспортивной и спортивной обуви), наблюдается и здесь, констатирует Куликова. Она напоминает, что сегодня на улицах крупных городов кроссовки можно встретить гораздо чаще, чем несколько лет назад, а высокие каблуки, которые женщины носили ежедневно, сдают свои позиции. С кроссовками и кедами носят все — от традиционной спортивной одежды и денима до нежных платьев, юбок, кюлотов и даже рабочих костюмов.
Сегодня современные модели сникерсов и кроссовок замещают в продажах другие модели обуви: полуботинки, ботинки и даже туфли на плоской подошве, замечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Она приводит следующие данные: на платформе Wildberries продажи кроссовок в 2018 году выросли вдвое, у Aizel.ru продажи дизайнерских кроссовок увеличились на 43%, в сети магазинов Rendez-Vous, где обувь на каблуках всегда занимала ведущие позиции, сейчас четверть продаж женской обуви — это кеды, кроссовки и слипоны.
Этот тренд не могут не замечать сами спортивные гиганты. В интервью «Ведомостям» гендиректор Adidas Каспер Рорштед рассказывал, что компания хочет выпускать модную спортивную одежду и обувь: «Покупателю хочется, чтобы товар был и технологичным, и модным, на первый план выходит cool factor — крутость. Граница между спортивным и модным стерлась: я сижу в беговых кроссовках, они модные, и я ношу их каждый день».
Cool factor постоянно поддерживается брендами спортивной одежды и обуви при помощи коллабораций с дизайнерами и звездами. Вокруг запусков лимитированных партий обуви создается такой ажиотаж, что покупатели готовы стоять в очереди ночи напролет, например ради пары кроссовок от рэпера Канье Уэста.
Один за другим запускают модели кроссовок и кед со средней ценой €800–1000 и люксовые бренды. Такие модели, как Balenciaga triple S & Track 2, Gucci New ace, Dior B23, LV Low top, Tom Ford Jago, Prada Cloudbust становятся предметом вожделения современных модников, перечисляет Куликова.
Читайте подробнее на
https://pro.rbc.ru/news/5d792fd49a7947d5ee9c61f3